?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Один мой очень успешный знакомый, который запускает реально куртой интернет-проект, окончил технологический колледж. На  высшее образование у него просто нет времени, а недостаток знаний он добирает курсами - дорогими и качественными.
Другой пример - начальник отдела в крупной анимационной компании без какого-то вообще официального образования кроме средней школы. Куча курсов в анамнезе.
И первый, и второй - они просто шли за своей мечтой, а традиционные программы не могли им в этом помочь.
А чтобы не считали их неудачниками, просто вспомните. сколько ваших собственных знакомых работает не по специальности.
Я нашла достаточно спорную статью, которая, тем не менее, содержит изрядное зерно истины: оценки либо убивают личность, стандартизируют ее, либо развивают еще больше, заставляя находить пути обхода, а полученные знания ... НУ хорошо, если они будут полезны, если нет - радуйся, что стал более интеллектуальным.
Потраченное на заучивание формул время -это время твоей жизни, которое ты потратил просто так, впустую. Ты развил своей интеллект и стал образованной личностью, но в это время ты мог читать доплитературу, скажем, по программированию или по биологии (если ты уже знаешь ,куда планируешь пойти учиться). Ты потратил свое здоровье на то, чтобы просто получить одобрение учителя, который выберет для тебя 4 или 5. Ты получишь красный диплом  в вузе, который не будет тебе нужен ровно никогда, ведь при приеме на работу у нас спрашивают просто его наличие.
Наше образование отстало от общества лет так примерно на миллион, но оно продолжает цепляться за стабильность, указывая, что общество скатится в тартарары и полную необразованность, если вдруг (о боги!!!!) дети не будут знать, как называется столица Мадагаскара или сколько угля добывает Кузбасс.
Я не говорю, что образование не нужно. Нужно, но так же требуется срочная смена его формата, чтобы оно соответствовало уровню развития общества
Статья под катом

[Spoiler (click to open)]

Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Штука в том, что весь мой опыт доказывает обратное. Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.

Хотите доказательств? Пожалуйста! Желание получить положительную оценку (и избежать отрицательной) постепенно становится сильнейшей мотивацией. Настолько сильной, что часто она покрывает все остальные мотивации. Потому и вводится в манипулятивных системах дрессировка с самого раннего детства. Начнем с простейших примеров: скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? Его неумение определить, чего он на самом деле хочет? Познание принципа зависимости отношений с мамой от ее субъективной оценки? Что взрослые лучше знают, как жить? Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот (рис с овощами, макароны и пр.) а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.

Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.

Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три – отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между 4 и 5… Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается. Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей….

Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражает лживость и манипулятивность письма). Два. И это — в полном соответствии со стандартом.

Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить пару, в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку жесткую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе 4 с минусом…» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.

Это неправда, что без оценок «они» не учатся! Ну совсем неправда! Эта формула возникает только в одном случае: происходящее вне уроков намного важнее происходящего внутри. И еще один обязательный элемент: сам оценивающий часто страдает сильнейшим комплексом неполноценности. Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой.

Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-10-11 классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день…). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, трактовали, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс (а почему бы им быть, ведь речь шла о собственной трактовке, об отношении текста к нашей жизни). И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны. Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку…»

Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.

В процессе учения, познания, безусловно, человеку необходима «обратная связь». Ну так и дайте ее! Начиная с раннего детства. Разговор о том, что вы думаете, что чувствуете, что вам мешает, что помогает, каков ваш опыт, предложение поддержки — все это намного действеннее, чем оценочное «молодец, хороший мальчик, вот теперь ты мне нравишься» (Мне! Вот в чем истинная цель — понравиться высшему существу!)

В школе же все еще проще: человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется…»

Знаете, когда к нам приходят дети из других школ, то, о чем говорилось выше, проявляется как на негативе. Поначалу они в принципе не в состоянии поверить, что будут приняты такими, какие есть. В этом смысле они проходят довольно непростой период адаптации. Это такой же непростой период и для нас: ведь одно дело, когда человек делает что-то, ибо в противном случае его осудят, и совсем другое — когда он выбирает сам как поступать. Одна история, когда он постоянно получает «месседж» окружающего мира типа «мы-то знаем, как поступать правильно, знаем все правильные ответы, и тебя скоро научим», и другая — учиться самому принимать решения, открывать свой собственный интерес, следовать ему, находить неожиданные пути и решения (о которых учитель может и не догадываться). Открыть заново, что урок может быть интересен сам по себе, вне зависимости от того, как тебя оценивают, — это, верите ли, непросто. Особенно если до этого главным мотором была оценка. Противоположные системы координат...

Как-то меня спросили: вы, наверное, говорите не об оценках, а об отметках? А что, действительно есть разница? Разве отметка не является простым выражением вашего оценивания? Разве не на нее реагирует ребенок — радостно или с горечью? Разве это не пустое словоблудие, в конце концов?

Манипулятивная система требует манипулятивной же поддержки. Не поэтому ли так часто предлагается и такое оправдание: «Сейчас он учится важному принципу: как поработаешь, так и получишь. Поработаешь хорошо — получишь пять, поленишься — получишь два. Вот вырастет — будет так же: поработает (поучится) хорошо — получит большую зарплату (должность, положение), поленится — будет прозябать под забором». И первое, и второе — ложь! Уверен, за примерами читателям далеко ходить не придется.

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной, как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы в ответ на простой вопрос «зачем учиться» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!
Текст взят отсюда




Автор - Дима Зицер

Tags:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
ron_great
Feb. 14th, 2016 05:04 pm (UTC)
Опять вы про "заучивание ненужной нудятины, фи".

"Ты развил своей интеллект и стал образованной личностью" - вообще не вижу тут ничего плохого. И советую абсолютно всем, не быть узкопрофильными спецами, а развиваться во всех направлениях, иначе не человеком станешь, а специальностью:о)

Ох жеж, страсти то какие, личное время В ПУСТУЮ потратил человек:о) И теперь он ВСЕГО ЛИШЬ развил интеллект. Да нафиг он вообще нужен этот интеллект:о)
drakonit
Feb. 14th, 2016 07:36 pm (UTC)
Зазубривание тоннами унылых и никак не осмысленных и отстраненных от жизни факторв не развивает интеллект. Можно зазубрить и толковый словарь и большую советскую энциклопедию, но без умения осмысливать, искать, анализировать, обрабатывать и применять на практике информацию ничего не развивается - это просто зубрежка, чтобы угодить тому, кто тебе ставит оценки.
ron_great
Feb. 14th, 2016 09:25 pm (UTC)
Ваша мысль верна только в том случае, если для вас процесс обучения, это зазубривание и пересказ. У меня к обучению отношение другое. Я жадно впиваюсь в знания и получаю от этого удовольствие. Расту как личность и делаю это постоянно, чего и всем желаю:о) С выросшей личностью, оно как-то приятнее, чем с недоразвитой, ну это моё такое ИМХО:о)
drakonit
Feb. 15th, 2016 05:41 am (UTC)
Обучение обучению рознь. Если мне интересна тема, то я буду искать в инете или в библиотеках дополнительную информацию, осубждать. А когда мне ее вбивают в тезисном порядке как в школе и требуют именно так заучить, повторить и излагать не осмысляя и тогда хорошая оценка это никакое не развитие. Как и заучивание напрочь ненужной информации.
drakonit
Feb. 14th, 2016 07:29 pm (UTC)
Интересное размышление. Еще в детстве такие мысли приходили - почему сочинения надо писать по зазубренной схеме и если тебе не нравится или нравится персонаж, "не тот" или другой взгляд на события - то вместо высокой оценке аналитических и творческих способсностей ребенка оценка ниже, чем упертому зубрилке, который передрал надиктованные учителем тезисы "как надо понимать произведение". А учителю это спускалось из всяких "гороно"-"районо", ублажению которых отчетами и показательными уроками уделялось чуть ли не больше времени, чем образованию детей.
3000top
Feb. 15th, 2016 07:23 am (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

alsnum
Алиса в стране Ч.

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com