Алиса в стране Ч. (alsnum) wrote,
Алиса в стране Ч.
alsnum

Categories:

ГОГОЛЬ И ДЬЯВОЛ

Предисловие. Совещание на небесах
"Между Богом и сатаной происходит непрерывная война,
и полем битвы является человеческое сердце"
Мартин Лютер
Встретились как-то на рабочем совещании Бог и Дьявол: надо было обсудить некоторые насущные вопросы управления раем и адом. Сами понимаете: модернизация производства, зарплата работников, расширение штата чистилища и сокращение трудовых мест в раю за счет уменьшения количества притока постоянно проживающих, награды отличникам производства, график отпусков сотрудников и премиальные рекламным отделам (ада, естественно – на рай сейчас спрос не велик). И так, за между прочим, зашла у них речь о человеке, о том, как ему живется на земле, соблюдает ли он законы Божьи, бережно ли хранит искру Божью в своей душе.
Дьявол был, как всегда, пессимистичен:
Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он божью искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет .

Не согласился Господь с Дьяволом: верил он в человека, свое творение, в его бессмертную душу:
Когда садовник садит деревцо,
Плод наперед известен садоводу.
И зашел спор меж ними. Но без толку - чего спорить? В общем, подумали – подумали они и решили испытать человека. Господь, снизошедший до терпеливого разговора с Дьяволом, дозволяет ему жестоко испытывать верного раба своего, как некогда он сам жестоко испытывал ветхозаветного праведника Иова.
Господь
Он отдан под твою опеку!
И, если можешь, низведи
В такую бездну человека,
Чтоб он тащился позади.
Ты проиграл наверняка.
Чутьем, по собственной охоте
Он вырвется из тупика.
Мефистофель.
Поспорим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете…
В качестве «подопытного кролика» был избран верный божий раб. Судьба его была как Фауста судьба. Дьявол, самонадеянный как всегда, хорошенько поразмыслив, мог бы и понять, что не ему тягаться с Богом: его адское дело заранее проиграно, как это не раз уже случалось. Но, порожденье Божье, мнил он себя превыше всех, могущественней Творца.
Имя же «опытного образца» было Николай Васильевич Гоголь.
 
Дьявольское испытание
Долго думал Дьявол над тем, как испытать ему Гоголя, как склонить на свою сторону. И решил наконец пойти не совсем традиционным путем: никакого там тебе искушения, предложенных удовольствий, соблазнов, обмана и подписи сомнительных документов кровью. На этот раз Дьявол применил довольно редко используемый прием: вселил в тело писателя демона, то есть сделал несчастного тем, кого мы называем «одержимыми».
…так вот же в чем твой труд почтенный!
Не сладив в целом со вселенной,
Ты ей вредишь по мелочам.
Что, несколько сомнительно? Так это от того, что никто, кроме специалистов толком не знает природу одержимости.
При слове «одержимость» обычно вспоминаются беснующиеся кликуши, которые не хотят заходить в церковь, говорящие нечеловеческими голосами, бьющиеся в припадке люди и прочие проявления козней мелких бесов. Но Дьявол не мог послать на такое ответственное задание, как спор со Всевышним, мелкого беса, способного запросто, по неумению или еще по какой причине провалить задание. В качестве «соседа» в тело писателя был подселен один из самых могущественных демонов нечистого царства – Вельзевул. Да и сам Дьявол, к слову сказать, не забывал о писателе: если мучил его демон, то соблазнял избавлением от мучений в случае отказа от истинной веры сам Сатана. Думал хитрый черт, что сможет постепенно или совратить Гоголя с пути божьего, истинного, или же, наоборот, демон будет доставлять такие мучения, что сам несчастный, разуверившись в Боге, продаст свою душу черту.
Я жизнь изведать дам ему в избытке,
И в грязь втопчу, и тиной оплету.
Он у меня пройдет всю жуть, все пытки,
Всю грязь ничтожества, всю пустоту.
В общем, если «традиционные» дьявольские методы соблазнения можно сравнить с окружением города, то одержимость — это нахождение самого врага внутри города, а в случае с Гоголем это был очень могущественный враг.
И как самое главное в испытание – бес был «подселен» в тело Гоголя не тайно, а явно, то есть душа несчастного постоянно чувствовала его присутствие. А заодно, чтобы показать, насколько глубоко дьявольское проникло в жизнь человеческую, дана была способность Гоголю видеть всю нечисть, которая живет на земле меж людей и все мерзости, совершаемые приверженцами нечистого.
Реальность и фантастика. Мистическая реальность

Все творчество Гоголя, как, впрочем, и вся его жизнь, как отражение двойственности души, соседства божественного и дьявольского в одном человеке – взаимосочетание и взаимопроникновение реального и мистического. Во всех произведениях Гоголя реальность и фантастика идут рука об руку друг с другом.
С одной стороны – это данная нам Богом реальность: обычный, повседневный пейзаж, быт человеческой жизни, прекрасные виды природы:
“… Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру... Морозило сильнее, чем с утра: но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег”.
А с другой стороны, как отражение дьявольского дара, способность видеть на фоне прекрасной, безмятежной природы, между мирно живущими людьми, нечисть, посланную Дьяволом всем нам в искушение. Не об этой ли нечисти и хотел писатель предупредить всех?
“Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле... так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав...”
Гоголь, постоянно, видя и ощущая всю глубину мистичности жизни, прекрасно осознавая меру проникновения дьявольских посланников в нашу реальность, настолько привыкает к ней в своей жизни (как вообще люди постепенно привыкают к тому, что их окружает), что придает своим персонажам (черту, ведьме, русалкам и прочей нечисти) вполне реальные человеческие свойства.
“... Спереди (черт) совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт….”
Да и ведут себя слуги Дьявола в жизни (а, соответственно, и в произведениях писателя) совсем по-человечески (вот уж, действительно интересно, кто у кого научился: люди у нечисти, или она у нас?). Вспомним, например, свидание черта с Солохой из «Ночи перед Рождеством»:
“Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло”
Что, разве не похож бедный влюбленный черт на сотни тысяч обычных возлюбленных, которые ищут взаимной любви?
Гоголь и высшее предназначение.
Гоголь знал о своем высшем предназначении, о тех страданиях и мучениях, которые ему предстоит вынести. «Заботливый» Дьявол сообщил ему о них. И, как не сопротивлялся несчастный, противоборство с демонами не прошло бесследно для жизни писателя: оно окончательно испортило его и без того довольно мерзкий (по описанию очевидцев) характер.
«Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же,
как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и,
вероятно, с неприязнью: непобедимой внутренней тревогой заражает
этот единственный в своем роде человек: угрюмый, востроносый,
с пронзительными глазами, больной и мнительный. Источник
этой тревоги — … мука, которою была жизнь Гоголя.»
А.Блок. "Дитя Гоголя", март 1909 года
 
Вероятно, уверенность в высшем предназначении, постоянные, мучительные мысли о свой избранности, о той высокой миссии, которая ему предназначена, позволяли Гоголю беззастенчиво эксплуатировать петербургских друзей и близких приятелей. Даже обожаемый и почитаемый Пушкин, которого, как известно, молодой писатель заочно избрал своим наставником, зачастую выступал в качестве объекта вполне земных, и, нужно отметить, довольно эгоистических устремлений. Так, почти сразу же после непосредственного знакомства Гоголь начал использовать не только подсказанные Пушкиным сюжеты, но и его связи. Однажды, после настоятельных просьб Гоголя, Пушкин помог ему занять место адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. Правда, вскоре писатель был вынужден покинуть университет — студенты просто перестали посещать его вялые и малосодержательные занятия.
На фоне такого беззастенчивого использования связей известного поэта, личные трудности и состояние самого Пушкина мало заботили Гоголя. Однажды, собираясь в продолжительную заграничную поездку, Гоголь даже не зашел попрощаться к своему «наставнику». Позже, в письме к Жуковскому, писатель безо всяких объяснений заявил, что в этом виноват... сам Пушкин. Гоголь же, глубоко погруженный в свои внутренние конфликты, переставал думать даже об элементарной вежливости.
Гоголь и женщины
Отдельного разговора заслуживает отношение Николая Васильевича к женщинам. Казалось бы: что, как не любовь может помочь в борьбе с Дьяволом и его посланниками? Любовь, этот чистый, светлый дар Творца, который, как первый луч солнца разгоняет ночную тьму, способен очистить душу человека от всего темного, дьявольского? Но замкнутый, нелюдимый Гоголь очень трудно сходился с женщинами. Кроме того, он боялся, что женщина, которую он примет за свою настоящую любовь, может оказаться всего лишь очередным искушением, подсунутым недремлющим Дьяволом.
Женщина – одновременно и яблоко, и змея.
Генрих Гейне.
Конечно, любовь, если она все-таки приходит, не оставляет человеку никаких шансов. Любовь – это высшее испытание Бога, но Гоголь, за долгие годы привыкший к запугиваниям Дьявола, не смог его выдержать: он принял Богом отпущенный шанс за мелкие козни нечистого и отказался от него. Только однажды он переживал нечто, похожее на любовное увлечение, но и в этом случае не решился на какие-либо поступки. Можно сказать, что, кроме маменьки, которая, как известно, была глубоко верующим человеком, Гоголь не любил ни одну женщину. Даже в своих произведениях все женские образы сплошь покойницы, у которых что-то черное сквозь белое тело просвечивает. Не говорит ли это о том, что Гоголь просто не верил в чистоту души женщины? Может быть, писатель просто видел все то дьявольское, колдовское, магическое, чем обладает любая женщина, и понимал, что это не от Бога?
Все в этой жизни от Бога, за исключением женщины.
Итальянская пословица.
А, может быть, ему просто не встретилась настоящая, чистая, безгрешная любовь? Правда, сейчас некоторые новоявленные «историки», желающие быстро заработать себе имя и славу, заявляют, что Гоголь не любил женщин из-за того, что испытывал сексуальный интерес к мужчинам. Определяющей в этом отношении работой считается книга американского ученого Саймона Карлинского «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя», где сексуальная ориентация писателя трактуется как «репрессивный гомосексуалист». Автор утверждает, что некоторые гоголевские тексты дают основания для этого определения, например, отрывок, названный «Ночи на вилле». И трудно, конечно, пройти мимо анализа «Вия». Что такое Вий, можно понять, вспомнив сходно звучащее русское слово из трех букв и с тем же окончанием. Женщина, прекрасная панночка для Хомы Брута не существует, но Вий - он влечет и смертельно страшит его: бессознательным страхом человека, не понимающего природы своих влечений, всячески их вытеснившего.
Дьявол, конечно, неоднократно пытался соблазнить писателя. И можете даже не сомневаться, он не пропустил ни одного средства, которым Гоголя можно было бы совратить, столкнуть с «пути истинного». Но гомосексуальная ориентация, которая очень часто имела место у отдельных представителей русской интеллигенции, учитывая систему закрытых мужских гимназий и пансионов, не имела отношения к писателю, хотя именно такой полупансион - гимназию он закончил в Нежине.
Испытание смертью
Я не боюсь умереть. Я просто не хочу при этом присутствовать.
Вуди Аллен
Гоголь очень боялся смерти. Помните, как его Вий в одноименном произведении приказывал открыть ему глаза? Гоголь же, наоборот, панически боялся, чтобы его глаза не «закрыли» раньше времени. Дело в том, что в последние годы жизни Гоголь периодически испытывал состояние, «близкое к смерти», когда его сердце переставало биться.
Последние дни Гоголя походили на фантастический кошмар. В московский дом графа А. Толстого, у которого в последние дни своей жизни жил писатель, в начале 1852 года приехал из Ржева священник Матвей Костантиновский, отличавшийся крайней строгостью поучений и проповедующий аскетический образ жизни. Беседа священника и писателя закончилась истерическим припадком Гоголя. Вероятно, священник смог распознать наличие бесноватости у великого писателя и попытался при помощи святого причастия избавить несчастного от мучений. Бесу же это, естественно, понравиться не могло. Началась борьба между слугой Божьим и слугой нечистого, закончившаяся ничем, потому что доведенный до крайнего физического истощения писатель не смог выдержать окончания процедуры изгнания беса. Немного оправившись, Гоголь осознал всю глубину «зараженности» своей души, и, ради собственного спасения, усилил борьбу с демоном.
В субботу, на масленой неделе, слуга известил графа Толстого, что опасается за рассудок и жизнь Гоголя, простоявшего без питья и пищи двое суток на коленях перед иконой Божьей Матери. Гоголь отчаянно искал защиту у высших сил.
В ночь с понедельника на вторник на первой неделе поста писатель сжег все свои рукописи. Глубокой ночью он разбудил своего слугу, попросил его потихоньку разжечь печь и бросить в огонь связку бумаг. Но Дьявол и здесь не прекращал строить свои козни.
-Теперь все пропало! - сказал Гоголь вошедшему Толстому, показывая на догорающие бумаги. Сказал и заплакал. "Вот что я сделал! Хотел сжечь некоторые вещи, специально приготовленные для этого, а сжег все. Как лукавый силен!".
Поступок Гоголя настолько шокировал графа, что, всерьез испугавшись за физическое, и, главное, психическое здоровье писателя, на следующий день он созвал целый консилиум известных врачей.
Внешний вид Гоголя поразил пришедших к нему врачей: перед ними предстал человек, как бы до крайности изнуренный чахоткой или доведенный продолжительным истощением до измождения. Страшно исхудавшее тело, осунувшееся лицо, ввалившиеся щеки, запавшие глаза, тусклый взор. Но серьезный медицинский осмотр не обнаружил какой-либо болезни.
В последние дни свой жизни, борясь с одолевающим демоном, Гоголь перестал спать. Дьявол часто приходил к нему во сне и пугал тем, что живший в его теле демон однажды ночью, когда он будет расслаблен, а разум будет спать, одержит окончательную победу над его душой. Кроме этого, Дьявол говорил, что бес, живущий в нем, и повинен в так пугавших писателях остановках сердца. «Однажды тебя похоронят живым», - смеялся нечистый.
Незадолго до смерти в завещании Гоголя появились строки: не совершать похорон, пока на теле не появятся явные признаки разложения плоти.
"Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного оцепенения, сердце и пульс переставали биться..."
Н.В. Гоголь "Завещание"
Душевные и телесные терзания несчастного завершились 4 марта 1852 года, когда врачи констатировали смерть великого писателя. Николай Васильевич был похоронен в московском Даниловом монастыре. Но был ли он действительно мертв?
Поэт Андрей Вознесенский 20 лет назад написал об этом:
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине...
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу…

Процитированные строки весьма далеки от поэтического вымысла. 31 мая 1931 года состоялось торжественное перезахоронение праха Николая Гоголя на Новодевичьем кладбище, породившее легенду о том, что страх Гоголя имел под собой реальные основания. Когда гроб Гоголя был вскрыт, оказалось, что он лежит... на боку.
Дьявол выполнил свою постоянную угрозу, но так и не сломил, не совратил верного раба Божьего.
Прожженный старый черт с такой закалкой
Сыграл к концу такого дурака!
Ведь эта глупость до того жалка,
Что даже потерпевшего не жалко!



Tags: Бог, ЖЗЛ, история, легенды, нечисть
Subscribe
promo alsnum march 25, 2016 23:59 11
Buy for 50 tokens
Не ждите, когда закончите институт, когда родятся дети. Хватит ждать, когда начнете работать, когда уйдете на пенсию, когда женитесь или разведётесь. Не ждите вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждите весны, лета, осени, зимы. Минуты счастья…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments