Алиса в стране Ч. (alsnum) wrote,
Алиса в стране Ч.
alsnum

Categories:

Rосмическая религия Циолковского

 

 

Имя Циолковского знает, пожалуй, каждый. Выдающийся ученый, основоположник целой науки – ракетостроения, известный естествоиспытатель. Его труды широко известны как ученым-специалистам, так и просто интересующимся вопросами космонавтики. Однако бросается в глаза тот загадочный факт, что даже в наш «космический век», когда научное наследие Циолковского положено в основу ракетостроения, когда оно вошло практически во все академические учебники, когда имя скромного провинциального ученого известно каждому, - многие из его работ до сих пор не изданы. «Засекречены» - скажете вы и будете, в принципе, недалеки от истины. Действительно, многие работы Циолковского, особенно посвященные космонавтике и ракетостроению, долгие годы были засекречены, однако почти все они вошли в собрание сочинений, выпущенное еще в 50-х годах прошлого века. Всего же в ХХ веке было опубликовано более 800 работ, включавших научные труды К.Э. Циолковского, его научно-фантастические произведения, очерки о структуре Вселенной, монографии и авторефераты, воспоминания современников. Однако же это не все: за бортом, т.е. практически полностью неизвестными и в большинстве своем неопубликованными до сих пор остаются философские и этические сочинения ученого. Лишь малая часть, да и то с большими купюрами была издана в 1986 году в Туле с подзаголовком «Научно-фантастические произведения». Новое религиозное учение, тщательно обоснованное Циолковским, которое он сам называл «новым христианством» - монизм – было засекречено.

 

Космическая религия

«Я — чистейший материалист.

Ничего не признаю, кроме материи.
К. Э. Циолковский.

Обычно привыкшее воспринимать образ Циолковского как ученого-материалиста сознание отказывается допускать даже мысль о его религиозности. Действительно, как может быть религиозен тот, кто был одним из изобретателей кораблей «на небо», не обнаруживших на этом самом небе никаких признаков бога. Материализм Циолковского долгие годы всячески подчеркивался официальной советской наукой. Мало того, еще и утверждалось, что «только исходя из материалистического мировоззрения он [Циолковский] мог средствами науки укрепить в человечестве дерзкую идею грядущего завоевания Вселенной» (Брюханов В. А. Мировоззрение К. Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. М., 1959.- С. 28).

Впрочем, Циолковский и сам не раз называл себя материалистом. Но кто такой материалист? В общепринятом смысле этого слова, материалист – это тот, кто признает лишь материальную сторону мира. Мир материи прост и понятен: есть материя, а все, что не материя – это энергия, которая, в свою очередь, является всего лишь одной из форм материи. Впрочем, очень может быть, что не форма, а свойство, но это, согласитесь, общего положения дел не меняет. Мир все равно останется материально-плоским, безо всяких там заблуждений типа души или бога.

Всюду и везде — одна материя, но в ней-то — вся суть дела... Отбросив ложные представления, Циолковский предлагал обратить внимание на их чистую символику. «Душа», «потусторонний мир», «вечное блаженство», «вечная жизнь» - это суть символы, туманные догадки многих миллионов мыслящих людей, которые свою глубокую интуицию передавали в самых материальных образах. Это парадоксально, по факт, да иначе и быть не могло. «Душа» у них обладала местом и весом, «потусторонний мир», «рай» и «ад» находились на определенной территории Земли или где-то в пространстве и т. д. На самом деле это всего лишь символика - смутная догадка о будущем человечества.

Циолковский был ученым и, как сам он утверждал, материалистом. Мир Циолковского, безусловно, материален, но, в отличие от традиционно-ограниченного плоской материальностью, он трехмерен, ибо в нем нашлось место и душе, и Богу. Одухотворенность, считал Циолковский, присуща всему живому – природе в целом и ее отдельным частям, вплоть до атомов. Мир материален, его можно потрогать и измерить, у него есть законы, причины и следствия, по которым живут или функционируют его части. Отдельные части даже обладают собственным разумом, но и разум, в какой бы форме он ни был представлен (а Циолковский допускал существование разумной жизни на других планетах в самых разнообразных физических формах), материален. Любая часть мира, да и весь мир в целом – материален, но живет этот мир, направляется и развивается по законам не материальным. Все в этом мире развивается по своей заданной программе. Каждая, даже мельчайшая частичка мира имеет цель своего развития, или, как говорил Циолковский, причину. Вся же Вселенная, вся совокупность маленьких целей-причин восходят к одной Высшей Причине, которую в просторечии некоторые называют общим понятием «Бог»: «То, что происходит и развивается, ход этого развития, зависит только от начальной причины, вне природы находящейся». Вне природы – значит, и вне материи. Получается, что материалист Циолковский совсем не отрицал существование Всевышнего: «Значит, все зависит от Бога. … Бог есть причина всех явлений, причина вещества и всех его законов».

Евангелие от Циолковского

Я нисколько не сомневаюсь в правдивости и научности моих оптимистических выводов.

К.Э. Циолковский

Свое богопонимание, или как говорил Циолковский, свою трактовку Высшей Причины, он обосновал в вышедшей в 1925 году в Калуге ограниченным тиражом и практически сразу же изъятой из обращения брошюре «Причины космоса».

«Причина несоизмерима со своим творением, так как создает вещество и энергию, чего космос не в силах сделать. Для нее ограничено то, что даже для высочайшего человеческого ума безначально и бесконечно» .

Господь всемогущ и всевидящ. Наш мир – всего лишь один из миров, созданных им. Сколько их, какие они, чем они отличаются от нашего – этого мы не узнаем никогда, ибо разум Творца не сравним по масштабам с разумом творения. Лишь Создатель способен увидеть свое детище целиком, охватить всю Вселенную, в точности знать его самые мельчайшие механизмы. Обычно человеку очень хочется быть похожим на Бога, но, как бы нам не хотелось, наш разум - это то же самое, что деревянные счеты по сравнению с мощным компьютером – они тоже считаются вычислительной машиной, только вот масштабы вычисления у них совершенной иные.

«Космос для нее определенная вещь, одно из множества изделий Причины. Мы про другие ее изделия никогда ничего не узнаем, но они должны быть».

Мы никогда не узнаем, существуют ли другие миры, и как они устроены. Нам бы свой мир изучить для начала, да и то дел – непочатый край. Да что там мир! Соседняя планета, не говоря уже о соседней солнечной системе или галактике – уже для нас другой мир, далекий и пока недоступный. Человечество, как маленький ребенок, который только начинает делать свои первые шаги, предпринимает первые робкие попытки проникнуть в космос. Впрочем, хотя они еще и неуверенны, и коротки, это нисколько не мешает людям возомнить себя венцом творения и вообразить, что до уровня Бога осталось буквально рукой подать. И это в то время, когда «венец творения» всего-то и умеет, что сделать пару маленьких шажков возле собственной колыбели. Да что там космос! Свою собственную планету-колыбель, и ту до конца не изучили. То-то она продолжает «радовать» нас «приятными» сюрпризами – тайфунами, землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов, цунами или просто какой-нибудь эпидемией, от банального, но оттого не менее опасного, до гепатита, СПИДа или экзотической лихорадки Эбола. Знать-то мы об этих болезнях знаем, некоторые, самые простые, даже научились лечить, но вот полностью истребить даже банальный грипп – это мы не можем, хотя фотографии возбудителя и его характер известны практически каждому школьнику, а все его «прелести» ежегодно на собственной шкуре испытывают пара-тройка миллиардов человек. Какое может быть исследование других галактик или осмысление устройства мироздания! А чтобы спокойнее себя чувствовать во Вселенной, мы, в лучших традициях детского творчества по решению проблем, прячемся под плотное одеяло предрассудков и догм, провозгласив, что мы вообще – единственное разумное творение Бога. Так проще: и конкурентов на божественную милость нет, и поводы для угрызения совести по поводу собственной несостоятельности исчезают, как, впрочем, исчезают и примеры для подражания. Но зачем же нам примеры, если человек и так «венец творения»?

А еще очень удобно считать, что нами вообще никто не управляет, никакой Причины нет, а жизнь – это всего лишь «форма существования белковых тел». Но посмотрите вокруг, как все работает в этом мире: как закаты сменяют восходы, как чередуются времена года, как летают по заданному курсу кометы, и вертится вокруг Солнца Земля, как сначала взрываются, а затем, через какое-то, пусть и очень долгое (но это по нашим меркам!) время зажигаются вновь. Все работает как часы, все механизмы отлажены, каждая часть играет отведенную ей роль. Попробуйте бросить в одну кучу пригоршню песка и несколько камней, долейте воды, все тщательно перемешайте и подуйте. Что получилось? Куча песка так и осталась кучей песка, только потеряла свою форму, стала мокрой и приобрела для компании несколько камней. Никакой отдельной планеты почему-то не образовалось. Даже живого существа, и того не получилось, как бы нам ни хотелось. Единственный закон, который действовал – это то, что кто-то где-то когда-то, несомненно, более могущественный, нежели человек, задумал, чтобы в такой-то день и час мы пришли на берег моря, в песочницу или на задворки собственного дома, взяли пригоршню песка, добавили несколько камней, полили водой, подули и с умным выражением лица начали ждать чуда.

«Причина, с человеческой точки зрения, во всех отношениях бесконечна по сравнению со Вселенной, которая, в свою очередь, бесконечна по отношению к любой части космоса: к человеку, Земле, солнечной системе. Млечному Пути, к группе спиральных туманностей, ко всему известному миру.

Вся известная Вселенная - то же, что капля в безбрежном океане. Отсюда видно, что Причина по отношению к человеку и перечисленным частям Вселенной есть бесконечно большое второго порядка».

Человек слишком мал и ничтожен. Хочется верить, что это пока, что, может быть, пройдет немного времени, и вот тогда… Пусть даже не в этой, а в следующей или через одну жизни… Не будем так далеко заглядывать в будущее. Никто не отрицает, что человек - подобие Бога и все такое, что нас ждет великое будущее через бесчисленное количество реинкарнаций. Естественно, без опыта работы (читай: жизни) на управленческую работу не поставят, не то что богом, даже обычным клерком стать и то трудно. То есть нет, конечно, можно, но только в нашей жизни. Чтобы стать Богом, взятку не дашь вышестоящему начальству. Вот и приходится жить-совершенствоваться бесчисленное количество жизней, пока не дорастем до уровня Бога, хотя бы даже и не самого главного – того, кто автор проекта и, собственно, Создатель мира. Для начала неплохо было бы достигнуть уровня даже обычного какого-нибудь местного божка, типа Зевса или Одина, на худой конец - даже демона или хотя бы жителя Шамбалы или Беловодья. Но и достигнув этого высокого уровня, остановившись и оглядевшись, человек вдруг начинает понимать, что на самом деле все только начинается. На вершине холма горизонт всегда шире, чем у его подножья. Человек, достигший его, всего лишь видит чуть больше, но ведь кроме холмов есть еще и горы, очень высокие горы. Есть еще аэростаты и самолеты, с борта которых горизонт становиться практически бесконечным. Но есть еще и космические корабли, из иллюминаторов которых открываются горизонты совершенно иного, даже не представимого на начальных уровнях, порядка. Каждый раз, поднимаясь все выше и выше духовно, перед нами открываются все новые и новые перспективы. Мир бесконечно велик по отношению к человеку во всех его проявлениях: как не можем мы постичь его материальную сторону, так и Бог – это величина совершенно иного порядка, нежели человеческая душа.

«Причина должна быть всемогуща по отношению к созданным ею предметам, например, к космосу, хотя, по-видимому, не касается его. Но он и сам по себе исправен и умеет жить на благо самому себе».

Как неуверенный в окружающем мире ребенок часто призывает мать и постоянно ищет опору, делая свои первые шаги, так и человек, неуверенный в себе, постоянно призывает Бога. Всевышний превратился в эдакое подобие главного ответственного за все в этом мире: за природные катастрофы и рост цен на нефть на мировых биржах, за победу оппозиционной партии на выборах и за неудачи на любовном фронте, за несданные экзамены и за потерянный кошелек… Особенно удобно оправдывать свои собственные поступки то Его недоглядом, то Его замыслом, который, по нашему мнению, охватывает все – от взрыва сверхновых до появления прыщика на левой ягодице. Наш мир на самом деле четко отлажен и функционирует как часы. Божественный проект настолько точен, что созданный однажды мир функционирует без сбоев и повреждений вот уже множество миллиардов световых лет. Каждый винтик работает и выполняет свою функцию в соответствии с заданной программой – Причиной. Однажды создав, Богу совершенно не обязательно вмешиваться в жизнь своего создания, там и так все идет по плану. Иное дело, что для некоторых существ, в том числе и для человека, предусмотрены рамки, в которых он может развиваться.

«Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого. Ее доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны по отношению к тем же свойствам космоса».

Мы можем обвинять мир в своих несчастьях, винить Бога в том, что он не помогает нам, упрекать Его в жестокости и несправедливости, создавать религии и культы, организовывать секты и тайные ордены, возводить религиозные и оккультные дебри догматов и думать, что мир именно таков, каким его придумали себе мы. Но взглянем на мир иначе, под другим углом зрения. Он измениться, потому что мир на самом деле ни плохой и ни хороший. Это просто мир, а плохим или хорошим его делаем мы уже сами. Только от нас зависит, каким он будет. Мы – не центр Вселенной, мы всего лишь одна из частей прекрасно отлаженного, гармоничного механизма. Конечно, мы особенные, потому что у нас есть разум и (самое главное!) условие для развития. При желании и изрядной доле усердия любой из нас может стать чем-то большим. Впрочем, даже если желание отсутствует, программа устроена так, что мы этим большим все равно станем, только пройдет чуть больше времени. Плюс-минус пара жизней. В любом случае, мы – часть механизма, причем не обязательно самая главная. Механизм этот, как, впрочем, и все. что делает Бог, совершенен и гармоничен, а, значит, прекрасен. А в прекрасном мире все создано для счастье. Взгляните на радость бабочек, порхающих меж цветов. Их жизнь в прекрасном теле коротка и мимолетна, но они счастливы. Посмотрите на кактус, который, сражаясь с пустыней, лишь один раз за много лет цветет. Цветение – вот цель его жизни, но чтобы достичь ее, ему нужно пройти долгий путь: вырасти, накопить воду и энергию, дождаться подходящих условий и не умереть до этого времени. Примеров много: резвящиеся котята, пробивающийся из под снега ручей, первый луч восходящего солнца… Дети, и те еще счастливы. Они воспринимают мир таким, каков он есть. Они просто еще не успели придумать его плохим.

Руководство к действию

…Материя через посредство человека не только восходит на высший уровень своего развития, но и начинает мало-помалу познавать самое себя.

К.Э. Циолковский

Итак, Циолковский считал, что, несмотря на материальную природу мирозданья, развивается оно по законам, установленным нематериальной, вернее, надматериальной Высшей Причиной, т.е. Богом. Все в этом мире обусловлено, все предопределено и развивается по ранее заданной программе. Но как же в таком случае быть человеку? Смириться и безропотно плыть по течению, надеясь на то, что Жизнь сама подскажет, что делать дальше? Как вообще предпринимать какие-либо действия и нужно ли это делать, если и все уже давно было предопределено? Да, Циолковский считал, что человек – это всего лишь единица огромного механизма Вселенной, но единица, обладающая разумом и способностью к саморазвитию. На самом деле, говорил он, жить на этом свете довольно просто, если знать хотя бы основные положения заложенной программы развития. Всего таких принципов Циолковский выделял четыре.

Принцип первый. Удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие.

Человек – крайне неспокойное существо. Ему вечно чего-то надо, он постоянно что-то ищет, часто сам не зная, что именно. Нас мучают сомнения и раздирают противоречия практически по любому поводу, а принятие даже самого простого решения зачастую надолго выбивает из колеи, заставляя сомневаться, мучаться, тревожиться и судорожно перебирать возможные варианты. Но все это – волнения, беспокойства, сомнения и тревоги – всего лишь следствие страха перед окружающим миром и будущим. Лишь то, что хорошо известно и давно знакомо, не внушает опасения. Только хорошо изучив окружающий мир, мы сможем избавиться от извечного страха перед ним, а, поняв его основные законы и принципы развития, перестанем наконец-то страшиться собственного будущего. Страх исчезнет, а, значит, исчезнет и беспокойство.

Принцип ВТОРОЙ. Смирение перед Причиною. Оно поможет нам быть благоразумными и заставит нас помнить, что если нам дана нескончаемая радость, то она может быть всегда и отнята, если мы не благоговеем перед Причиной. Это дань ее.

Мир придуман не нами. Не мы закладывали программу его развития. Не мы определяли причину, а, значит, не в наших силах изменить ее. Можно лишь понять (не всю Причину, ибо это доступно лишь разумам другого, следующего порядка, а хотя бы ее малую часть, непосредственно касающуюся нас) и научиться жить по ее законам. Перестав совершать бессмысленные поступки, пытаясь бороться с Причиной, человек может сэкономить огромное количество полезной энергии, которую можно направить на что-нибудь полезное, например, на саморазвитие.

принцип ТРЕТИЙ. Чувство благодарности за некончающееся, всегда возрастающее счастье. Оно придает нам бодрость в нашей бедной земной жизни и заставит нас всегда помнить и любить его Причину. Любовь умилостивит ее, потому что Любовь - также ее дань.

Определяя причину, Высший Разум (читай: Бог) уже давно все продумал и определил. Мир создан для доброты и гармонии. Счастье – ключ к этому миру. Что плохого? Как минимум, мы должны быть благодарны.

принцип ЧЕТВЕРТЫЙ. Мудрость и благость Причины по отношению к своему изделию позволяет нам думать, что могущество Причины не принесет нам зла и в будущем, например, не прекратит существование Вселенной или не сделает его мучительным. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум... Короче: и Причина, и органические существа Вселенной и их разум составляют одну и ту же любовь.

До сих пор мир был гармоничен. Человечество, да и вся Природа в целом, развивались по своим законам. Так почему же мы должны считать, что будущее готовит нам только зло и бесконечные несчастья? Наша планета существует несколько миллиардов лет. Сменился климат, появилась и развилась органическая жизнь, изменились очертания материков, появился человек. Где предпосылки того, что завтра наступит конец света и весь этот мир исчезнет? У древних китайцев была очень хорошая поговорка: поверив в счастье, обретаешь его. Но это уже, согласитесь, личный выбор каждого.

Единица Духа

Проверить фактически эти мысли нельзя, но они не составляют нелепости и, может быть, согласуются с истиной.

 К.Э. Циолковский

Бог, создавая этот мир, создавал его целостным и единым. Это потом уже человек додумался разделить его на материальный и духовный. Впрочем, некоторые представители рода человеческого пошли еще дальше, выделяя в каждом из этих уровней несколько подуровней: ментальный, астральный, энергетический, эргрегорический, потусторонний и т.д. Циолковский был материалистом, но его мир, в отличие от представлений большинства ученых и схоластов, един. Единицей мира, считал Циолковский, является атом, причем это относится как к миру материальному, так и к миру духовному. Обыкновенный атом, по его учению, может ощущать, т.е., говоря простым языком, испытывать чувства: приятного и неприятного, радости и горя, тревоги и спокойствия, любви и ненависти, страха и т.д. Именно атом, по Циолковскому, и есть «простой гражданин Вселенной», «особь, индивид, примитивное Я». Куда бы после смерти человека его атом (вечный и бесконечный, как и вся материя) ни переселился, он осознает и себя, и свое человеческое прошлое. И если после смерти атомы человека вдруг образуют баобаб или тварь бессловесную, они от этого будут страдать.

Эта часть теории Циолковского самым тесным образом переплетается практически со всеми мировыми религиями,. В зависимости от того, какова была жизнь человека на земле, его атомы становятся либо тяжелыми от негативных эмоций и отрицательного опыта (попросту говоря, от различных грехов) и опускаются вниз, образуя какое-нибудь низшее животное, растение или вообще неживое соединение, либо, поднимаются вверх (если человек жил хорошо, не совершал дурных поступков и полностью развил свой природный потенциал) и образуют одну из высших нематериальных сущностей, которые населяют примерно пару-тройку миллионов планет где-то в районе Млечного Пути.

Преступление, равносильным убийству, Циолковский считал возрождение человека в виде калеки или убогого и полагал, что целью любого человека должно стать всяческое избегание подобных возможностей (читай: праведная жизнь).

Программа воспитания человека

Истина состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землей.

К.Э. Циолковский

Советская литература любила ученых, часто о них писала, воспевала их подвиги и достижения. Не остался в стороне и К.Э. Циолковский. Совсем недавно в архивах Государственной библиотеки им. В.И. Ленина исследователями был обнаружен раритетный выпуск литературно-художественного журнала «Корабль», в котором были напечатаны отрывки романа «Воздушный караван» группы авторов, пожелавших остаться неизвестными. Сюжет романа составляют просто немыслимые происшествия и приключения, случившиеся с главным героем – изобретателем Фиалковым, жившим «в губернском городе в шести часах езды от Москвы», адрес которого «был указан на брошюре о постройке цельнометаллического дирижабля». И тема брошюры, и адрес героя, приведенные на обложке, да и сама его фамилия – Фиалков – не оставляли сомнения, что роман был посвящен творчеству Циолковского. Уверенности добавляет и то, что одним из авторов, «пожелавших остаться неизвестными», был племянник Циолковского, а сам великий изобретатель неоднократно подписывал свои работы (особенно письма за рубеж) псевдонимом Фиалковский.

« - Слышали ли вы, милорд, что-нибудь про Фиалкова? — спрашивал один из героев романа у другого.

- Решительно ничего. Разве этот человек является русским чудом?

- Безусловно. Он только и делает, что изобретает. Нет такого изобретения за последние двадцать лет, которого бы он не сделал. Но он не умеет пускать их в ход. Аккуратно через каждые пять лет после его открытия то же открывают немцы или американцы. Разве этот человек не чудо, ваша светлость?

- Что же он изобрел таким образом?

- Решительно все. Аэроплан и пулемет. Мостик Уитсона и мину Уайтхеда. Последнее его открытие — огромный цельнометаллический дирижабль и экипаж, в котором можно пропутешествовать по ближайшим планетам. О всех этих работах у меня имеются печатные брошюры на русском языке.

- Подождите, — сказал Ринертон решительно. — Русские должны мне два миллиона фунтов. Как вы думаете, может быть этот человек оценен в эту сумму?

- Он стоит по крайней мере вдвое дороже.

- В таком случае с сегодняшнего дня я считаю его своей собственностью. Едем в Россию! Я привезу его сюда хоть в машине и заставлю работать на нашу промышленность».

Группа неизвестных авторов даже не предполагала, насколько была близка к истине. Действительно, творчеством Циолковского интересовались многие разведки мира. С начала ХХ века ему поступали многочисленные предположения о сотрудничестве с английской, французской, американской разведками. Особенно настойчивыми в этом вопросе были немцы. И дело было не только в разработках чертежей дирижаблей, аэростатов и первых космических двигателей, хотя это просто не могло не интересовать любую уважающую себя разведку, особенно в условиях готовящейся к войне Европы. Интересовались секретные службы и, казалось бы, такой безобидной вещью, как философское мировоззрение ученого. А дело все в том, что Циолковский изобрел не что иное, как рецепт наиболее быстрой эволюции человека. Особенно ценились подобные идеи в Германии и России. Немцы неоднократно пытались заполучить русского ученого, однако и наши спецслужбы не дремали. Циолковского всячески опекали, награждали, провозглашали лауреатом многочисленных конкурсов и даже разрешали печатать откровенно религиозные сочинения. А все потому, что его идея об искусственном создании совершенного человека пришлась как нельзя кстати в СССР, где строили светлое будущее. Некоторые идеи Циолковского, донесенные разведслужбами, взял на вооружение и Гитлер, мечтавший создать идеальную арийскую расу. Жаль только, что, не разобравшись как следует в теории, и наши, и немцы совершили слишком много ошибок на пути создания идеального человека. Ошибок, стоивших жизней нескольких десятков миллионов людей.

Идея совершенства духа на протяжении земной жизни присутствует практически во всех религиях мира, однако жизнь на Земле от этого лучше не стала. Действительно, уж сколько раз твердили миру! Циолковский, будучи ученым, прекрасно понимал, что многие люди в силу своей ограниченности просто не способны понять этих довольно таки простых истин и вынуждены жизнь за жизнью мучиться, меняя одно несовершенное тело на другое, собирая истину по крупицам, рождая на свет точно таких же несчастных людей, которым заранее предначертана печальная судьба. Выход Циолковский видел в искусственном, вернее, в социальном отборе. В работе «Горе и Гений», опубликованной в 1916 году, ученый рассказывает об идеальном обществе. Главной целью существования такого общества станет совершенствование человека и выведение новой человеческой расы – гениев. Для реализации этой идеи необходимо, чтобы каждый населенный пункт выделил несколько самых лучших и талантливых представителей для проживания в специальных общественных домах.

В обязанности обитателей домов входит тщательное изучение друг друга, после чего самые лучшие и самые способные делегируются в вышестоящий дом, где в результате соберутся еще более совершенные личности. В свою очередь, их образ жизни будет таким же, и они тоже направят своих самых совершенных представителей в вышестоящий дом, и так до бесконечности, поскольку во Вселенной, как считал Циолковский, существует огромное количество подобных обществ. В свою очередь, в каждом таком обществе есть свой правитель. Имеются и председатели планет, солнечных систем, эфирных островов и т.д. На Земле тоже есть такие общества, достаточно вспомнить легендарную Шамбалу, путь в которую могут найти только избранные. Есть на Земле и свой председатель, которого основная масса необразованных людей называет Богом.

Идея о совершенствовании духа, подобная идеям Циолковского, присутствует в большинстве мировых религий, и, подобно им, ученый не призывал прямо сейчас бросить все силы на уничтожение калек, уродов, животных, растений. Эволюция человека, считал Циолковский, естественный процесс, который должен занимать несколько миллионов лет. Совершенные люди могут рождаться и в естественных условиях, ученый всего лишь хотел максимально ускорить процесс, ни в чем не ограничивая его участников. Гитлер, узнав рецепт создания идеальной расы, ждать не захотел. То, на что Циолковский отпускал столетия, было проделано в течение нескольких лет. Правительство Третьего Рейха, не захотев долго ждать, попросту уничтожало несовершенные человеческие особи. В качестве гениев выбирали самих себя. Видимо, просчитались.

Некоторые элементы учения Циолковского просматриваются и в структуре коммунистического общества. Люди собирались в коммуны, жители которых не испытывали нужды, из отдельных ячеек общества выбирались лучшие, выдвигались на ответственные посты и т.д. Наверное, были еще какие-то пункты, недаром же учение Циолковского до сих пор не опубликовано полностью. Может быть, некоторые его пункты используются до сих пор.

***

«Если бы нас с вами кто-нибудь сейчас подслушал, то сказал бы примерно так: вот старый фантазер развивает свои мысли перед молодым, а тот его слушает и не возражает. Но, уверяю вас, что дело это совсем не такое пустяковое, как кто-либо думает. Это дело - величайшей и сокровенной философской важности, о которой-то и говорить страшно. Поэтому-то люди такого рода мысли назвали "ошибочными", "антинаучными" и приказали держать язык за зубами. Но человеческая мысль прорывается сквозь этот барьер, она не признает никаких запретов и преград и не читает ярлыков, которые жандармы навесили на языки и головы...»

К.Э. Циолковский.

***


Tags: наука, религия
Subscribe
promo alsnum march 25, 2016 23:59 11
Buy for 50 tokens
Не ждите, когда закончите институт, когда родятся дети. Хватит ждать, когда начнете работать, когда уйдете на пенсию, когда женитесь или разведётесь. Не ждите вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждите весны, лета, осени, зимы. Минуты счастья…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments